О проекте

Архив свидетеля войны.
Художественная инвентаризация памяти о первой мировой войне.

В феврале 2014 года в Национальном историческом музее куратором Алексеем Шинкаренко был представлен проект «Беларусь в Первой мировой войне». Были изучены доступные архивы музеев и частных коллекционеров, рассмотрено более тысячи фотографий и документов, в визуальную часть выставки вошло 86 изображений. Здесь зрителю были предъявлены «свидетельства», фактография в формате открыток, паспортов, документов, а также любительских фотографий как немецких, так и российских военных. «Забытая война» обрела очертания, покрылась свидетельствами очевидцев, картинками с места событий – произошла «инвентаризация» исторического контекста, заполнение белых пятен выпавших из глобальной истории событий с «восточного фронта».

Однако рассматриваемые выставкой события остались далекими отголосками «чужой боли», страха, жизни другого и других, а работа над выставкой выявила ряд вопросов, на которые Алексей Шинкаренко продолжает искать ответы в проекте «Архив свидетеля войны». Что мы знаем о тех людях с фотокарточек, с «открыток с полей»? Что стало с их временем, повседневностью, реальностью. Солдаты-оккупанты, солдаты-освободители, мирное население, беженцы, оказавшиеся в эпицентре военных событий?

Проект «Архив свидетеля войны» создает платформу для конструирования и актуализации контекста архивов фотографий времен Первой мировой войны, предлагая выйти за рамки времени и места, создавая пространства для расшифровки, разкодировки этих «молчаливых», замкнутых в себе свидетельствах войны.

Привлекая к совместной разработке контекста экспертов и зрителей, автор проекта, Алексей Шинкаренко, модерирует диалог, обсуждение и как итог – серию выставок, задокументированных в книге. В этом процессе не только реставрируется отношение к темам войны, смерти, но предлагается участникам самим интерпретировать увиденное и мифологизировать контекст, соотнося его с опытом и знанием человека сегодняшнего. Таким образом, конструируются глобальные исторические параллели, связывающие события столетней давности с настоящим, актуализируя их в современном историческом поле.

Так, история не просто констатируется, но приобретает характер процесса, растягиваясь во времени, проявляет новые нарративы – «интегральное» взаимодействие с темой».

В рамках проекта будет создана мастерская, как платформа для коммуникаций и событий-минивыставок, он-лайн блог, фиксирующий процесс коммуникаций, экспертного взаимодействия с публикой, а также различные сценарии и тексты, интерпретации зрителей, полученной информации и визуального ряда. Закрытие выставки – своеобразный итог, интегральный результат совместных усилий куратора, экспертов и – главное – зрителя!

Сегодня, когда происходит глобальное переосмысление событий последних ста лет истории человечества, интерпретации и борьба за право на свою версию истории, темы «инвентаризации войны», критики неизвестной войны на востоке, а также само понятие войны сегодня в эпоху прогресса информационных и массмедийных технологий, приближение и внедрение войны в нашу повседневность, вопросы идентичности приобретают иное значение и пересматриваются в пространстве проекта.

Продолжая тему дефиниций, предлагается инвентаризировать и переосмыслить устоявшиеся понятия, связанные с темой войны – война как театр военных действий, военный трофей, фотография как способ присвоения действительности, рамка войны, знаки войны, отношение к изображению страдания и смерти.

На основе архивных материалов, экспертного мнения, восприятия неангажированного в проблему зрителя создается искомая «мифологизация контекста» предъявленных документов, разбивается или подтверждается миф о фотографии как документе, производится новый взгляд на «неизвестную войну», на войну в целом.

Ольга Рыбчинская,
арт-критик, куратор